Table of Contents

  • Узбекистан является второй по величине экономикой Центральной Азии, и правительство стремится достичь статуса страны с уровнем дохода выше среднего к 2030 году. В 2022 г. реальный ВВП вырос на 5,3 % по сравнению с 7,4 % в предыдущем году. В течение почти трех десятилетий после обретения независимости рост в стране был обусловлен главным образом государственными инвестициями и индустриализацией, при этом международная торговля и развитие частного сектора были существенно ограничены. С запуском широкомасштабной программы реформ в 2017 г. эта ситуация изменилась.

  • С момента начала широкомасштабной программы реформирования в 2017 году Узбекистан добился значительных успехов в области создания рамочных условий для формирования конкурентоспособного частного сектора. В первые десятилетия независимости развитие Узбекистана было главным образом обусловлено государственной моделью индустриализации, при которой государственные предприятия преобладали в большинстве секторов экономики, а роль международной торговли и частного сектора была в значительной мере ограничена. Хотя макроэкономические показатели страны были относительно высокими, подобная модель развития препятствовала перераспределению человеческого и основного капитала, необходимого для проведения структурных преобразований. По мере ускорения процесса реализации реформ в 2017 году правительство приложило значительные усилия, чтобы уменьшить непосредственную роль государства в экономике и позволить частному сектору принимать более активное участие в экономическом развитии страны.

  • Устранение барьеров на пути развития частного сектора уже давно является целью правительства Узбекистана: в 2017 г. в стране началась реализация масштабной программы реформ, предусматривающей удвоение усилий, направленных на увеличение количества конкурентоспособных и производительных частных компаний. Узбекистану необходим более динамичный и инновационный частный сектор для того, чтобы отвечать на вызовы и использовать возможности зеленого и цифрового переходов, которые создают новый импульс для ускорения указанных реформ. Опрос частного сектора в Узбекистане предоставил возможность собрать новые ценные сведения о восприятии компаниями текущего процесса реформ и перенаправить внимание лиц, ответственных за разработку политики, на некоторые из наиболее актуальных вопросов.

  • В 2017 г. правительство Узбекистана приступило к реализации широкомасштабной программы реформ, направленной на ускорение перехода к открытой рыночной экономике. В настоящий момент страна находится на пути к укреплению своих экономических и бюджетных позиций, однако успех этих стратегических амбиций зависит от решения давних проблем, связанных с деловым климатом. Решение этих проблем также имеет решающее значение для обеспечения более широких структурных преобразований в экономике страны, которые, хотя и были инициированы в середине 1990-х гг., все еще находятся на относительно ранней стадии реализации.

  • Целью опроса представителей частного сектора Узбекистана, проведенного ОЭСР в 2022 г., являлся сбор новых ценных сведений о текущем процессе реформирования, направленного на улучшение делового климата в стране. Опрос предоставляет ОЭСР и правительству Узбекистана дополнительные материалы для анализа эффективности и направления процесса реформ. В этой главе описывается сам опрос, его методология и ряд общих наблюдений, возникших в процессе его проведения.

  • Респонденты опроса высказали ряд опасений, связанных с простотой торговли в Узбекистане. Эти опасения перекликаются с результатами масштабной работы, проведенной ОЭСР в сотрудничестве с правительством по вопросам содействия торговле и развитию транспортных связей. Несмотря на ограниченность транспортных связей Узбекистана в связи тем, что страна дважды замкнута сушей, у него все же есть потенциал стать привлекательным направлением для инвестиций, ориентированных на рынок, благодаря многочисленному и растущему населению и расположению среди ряда других небольших, но потенциально быстрорастущих рынков. Тем не менее, чтобы местные и международные компании могли использовать потенциальные рыночные возможности, еще многое предстоит сделать для снижения стоимости торговли и повышения осведомленности о внешних возможностях для местного частного сектора. В этой главе представлен ряд выводов, сделанных в ходе опроса, а также обзор последних достижений, возможностей и проблем в области содействия торговле и продвижения экспорта в Узбекистане.

  • Ответы, полученные в ходе опроса, свидетельствуют о том, что, по мнению компаний, текущие нормативно-правовые реформы, направленные на поддержку делового климата в Узбекистане, движутся в правильном направлении. В то же время респонденты отмечают, что предстоит проделать значительную работу как в отношении реализации этих реформ, так и в области разработки дополнительных реформ, направленных на защиту конкуренции. Эти мнения согласуются с анализом ОЭСР по ряду областей, выделенных респондентами, таких как общие рамочные условия для ведения бизнеса, налогообложение и конкурентная политика. Хотя нормативно-правовая база для ведения бизнеса в Узбекистане значительно улучшилась с 2017 г., позволив бизнесу сократить многие ненужные постоянные затраты, по результатам опроса был выделен ряд областей, в которых необходимо провести дополнительную работу для содействия развитию частного сектора.

  • Хотя респонденты опроса положительно оценили уровень развития цифровых технологий в стране, многие выразили обеспокоенность по поводу инфраструктуры и навыков. Процесс цифровизации будет в значительной мере определять экономику и общество Узбекистана в ближайшие годы, как это происходит во всех странах ОЭСР. Для того, чтобы частный сектор мог максимально использовать возможности цифровизации, необходимо обеспечить доступ к высококачественной инфраструктуре связи и повышение уровня цифровых навыков у рабочей силы.